9.3. Сравнение и измерение. Проблема измерения в социологических исследованиях
Наряду с наблюдением и экспериментом на эмпирическом уровне исследования широко применяются методы сравнения и измерения.
Сравнение — это один из универсальных методов научного познания, позволяющий устанавливать сходство и различие изучаемых предметов и явлений реальной действительности. Известный афоризм "Все познается в сравнении" — лучшее тому подтверждение. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики изучаемых объектов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить — значит сопоставить одно с другим с целью выявления их соотношения. Простейший и важный тип отношений, выявляемый путем сравнения, — отношение равенства и различия. С помощью сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, есть, как известно ступень на пути к познанию закона.
Следует отметить, что сравнение имеет смысл только в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, так как это ничего не дает. Во-вторых, при исследовании объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. Так, сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко придти к методологической ошибке, ведущей к односторонним субъективным выводам. Если же учесть эти момен-ты, то становится ясным, в чем состоит действительная причина и где кроются истоки указанной ошибки. Такое сравнение дает истинное, соответствующее реальному положению дел, представление о рассматриваемых явлениях.
Объекты исследования могут сравниваться или непосредственно или опосредованно через сравнение их с третьим объектом. В первом случае получают качественные результаты типа: больше — меньше, светлее — темнее, выше — ниже и т. д. Уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные различия между объектами: "выше в два раза", "тяжелее в пять раз" и др. Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, полученные количественные характеристики приобретают большую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них. Например, если известно, что один человек весит 50 кг, а другой — 100 кг, то это значит знать о них значительно больше того, что заключено в предложении: "первый человек легче второго в два раза". Такое сравнение называется измерением. В этом случае дальнейшее исследование осуществляется с помощью метода измерения.
Измерение — метод эмпирического познания, представляющий собой определенную систему фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов.
Результаты измерения выражаются числом, благодаря чему становится возможным подвергнуть эти результаты математической обработке.
Измерение исторически развивалось из операции сравнения. Однако в отличие от сравнения измерение — более мощное и универсальное познавательное средство. Современное экспериментальное естествознание, начало которому было положено трудами Леонардо да Винчи, Галилея, Ньютона, своим небывалым расцветом обязано применению измерений. Провозглашенный Галилеем принцип количественного подхода, согласно которому описание физических явлений должно опираться на величины, имеющие количественную меру, является методологическим фундаментом точной науки.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: объекта измерения; единицы измерения, т. е. эталонного объекта; измерительных приборов; метода измерения; наблюдателя -субъекта наблюдения.Измерение представляет собой познавательный процесс, когда одна физическая величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за эталон. В процессе сравнения измеряемые объекты можно сопоставить по их свойствам, например по их объему, массе, тепло- и электропроводимости.
Использование метода измерения связано прежде всего с глубоким научным пониманием соотношения количественных и качественных характеристик изучаемого объекта. Хотя с помощью этого метода фиксируются только количественные характеристики, последние неразрывно связаны с качественной определенностью изучаемого объекта. Именно благодаря качественной определенности объекта реальной действительности можно выделить количественные характеристики, подлежащие измерению.
Учет качественной определенности при использовании метода измерения необходим для получения наиболее объективной и всесторонней информации при фиксировании количественных характеристик изучаемого объекта. Причем, количественная определенность обладает относительной самостоятельностью, что и позволяет изучать ее с помощью метода измерения, а результаты измерения использовать для анализа качественных сторон изучаемого объекта. При таком анализе первостепенное значение имеют количественные методы, эффективность которых в значительной степени зависит от того, насколько полно и всесторонне удалось зафиксировать объективные свойства и связи с помощью измерения, в общепринятых единицах измерения — килограммах, метрах, кубометрах и т. д.
Измерение может быть прямым, непосредственным, и косвенным, опосредованным. Прямое измерение предполагает чувственно-визуальное сравнение измеряемой величины с определенным эталоном. Например, измерение веса, состояния температуры с помощью измерительных приборов при непосредственном чувственном восприятии показаний этих приборов. При косвенном измерении искомая величина определяется, как правило, математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, измерив вес стального шара и зная удельный вес стали и формулу, выражающую объем шара через его радиус, можно рассчитать величину радиуса шара. Такое измерение радиуса является косвенным.
Гносеологическое обоснование метода измерения неразрывно связано также с проблемой точности и объективности измерения.
Решение этой проблемы во многом зависит от правильного, научного истолкования соотношения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. К объективным факторам относятся особенности качественной определенности измеряемого объекта, объективные условия процесса измерения, особенности пространственных и временных координат измеряемого объекта, скорости его движения и др.
К субъективным факторам в процессе измерения относятся организация этого процесса, выбор способов измерения, степень подготовленности познающего субъекта, его способности, умение наиболее эффективно использовать измерительные приборы.
Учет как объективных, так и субъективных факторов является важнейшей предпосылкой получения наиболее точной и объективной информации о количественных характеристиках измеряемого объекта. Причем влияние объективных и субъективных факторов на процесс измерения может быть наиболее глубоко понято лишь с позиций современной теории информации.
Степень точности и объективности в процессе измерения зависит также от совершенства измерительных приборов. Чем совершеннее эти приборы, тем больше создается возможностей для получения наиболее полной и объективной информации о количественных характеристиках измеряемого объекта. Уровень совершенства измерительных приборов детерминируется как объективными, так и субъективными факторами.
Количественные данные, полученные на основе измерения, всегда составляют основу для дальнейшего научного анализа качественных сторон изучаемого объекта, его наиболее существенных свойств и связей и, следовательно, для формирования закономерностей его поведения и развития.
С помощью метода измерения осуществляются также определенная классификация и сравнение результатов измерения, что является важным условием их последующего анализа.
Проблема измерения в социологических исследованиях
Наряду с формированием программы и рабочего плана исследования, от которых в значительной степени зависит качество проведения социологического исследования, огромное значение придается также разработке системы показателей (индикаторов), на базе которых социолог составляет задание для подготовки конкретных методик
(инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди них основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т. д. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить перечень (список) показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.
Необходимость разработки каких-либо показателей (количественных или качественных), дающих представление об изучаемых процессах и явлениях действительности, возникает в силу того, что социология исследует массовые явления, процессы и факты, происходящие в обществе. Например, мы говорим, что за последнюю половину года общественное мнение существенно изменило свое отношение к правящей власти. Возникают вопросы: каким было это мнение раньше и насколько оно изменилось сейчас? Для того чтобы сказать насколько, мы должны оперировать какими-то показателями. Именно с поиска этих показателей (качественных или количественных признаков) начинается процедура социологического измерения.
Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале [129, с. 72]. Измерением называют также "поиск упорядоченной классификации". Измерять можно любые свойства объекта: возраст, заработок, уровень образования, отношение к чему-либо. Когда имеется в виду использование чисел, мы применяем термин "квантификация", фактически это понятие имеет то же значение, что и измерение.
Установить эталон измерения количественных показателей не составляет особых трудностей. Например, заработок исчисляется в гривнях (долларах), количество лет — в годах. Качественные же характеристики (такие, как отношения) не имеют столь четких эталонов, поэтому социологу приходится создавать их в соответствии с природой изучаемого явления.
Как же найти такой эталон измерения? Анализируя, в частности, проблемы социальной стратификации, мы предполагаем, что существует некоторая социальная лестница, на которой располагаются различные группы людей. Одни стоят выше, другие — ниже. Возникает вопрос: что подразумевается под понятием "выше" и "ниже"? Если проанализировать основания стратификации, предложенные М. Вебером, то, безусловно, к ним имеют отношение доходы чело-века. Однако кроме доходов существуют такие понятия, как престиж и власть. И вот при измерении уровня престижа, т. е. выявлении эталона качественной характеристики стратификации, возникают трудности.
Следует отметить, что нахождение эталона измерения осуществляется в четыре стадии.
Первая стадия — качественная классификация объекта. Сложность классификации уровня престижа заключается в том, что мы должны отнести человека к тому или иному уровню социального класса. Из чего исходить — из сословий (аристократия — народ) или из уровня дохода (богатые — бедные)? Единого ответа на этот вопрос быть не может. Все зависит от конкретной проблемы, которая решается в данном исследовании. Можно положить в основу классификации два показателя — престиж и богатство, и тогда, условно говоря, обедневший дворянин и богатый нувориш окажутся на одном уровне, а выше их будет находиться богатый дворянин.
Если целью исследования окажется проблема "расхождения статусов", то, возможно, нам понадобится знать и другие характеристики людей, по которым они различаются. Например, характер проведения досуга, ценностные ориентации и т. д. Так, люди с большим расхождением социальных статусов будут, вероятно, существенно различаться и по характеру проведения досуга, и по структуре ценностных ориентации.
Вторая стадия позволяет социологу установить континуум, т. е. протяженность (прерывную или непрерывную) выделенных в качественном анализе свойств. Для этого имеется много способов, но особого внимания заслуживает два. В первом случае используются оценки, определяемые экспертами, т. е. людьми, с мнениями которых считаются. Если определить престиж как чувство уважения и зависти, которое испытывают другие по отношению к данному субъекту, то по изучению мнения большинства можно установить наиболее ценные показатели престижности.
Во втором случае строится шкала измерений. Например, экспертам предложено 30 профессий, которые нужно было проранжиро-вать по уровню престижности. На шкале измерений престижа высокий уровень привлекательности профессий обозначим цифрой 1; низкий уровень привлекательности — любым нечетным числом, например 15. При этом по возрастающей от 0 до 1 идут положительные оценки, от 0 до 15 — отрицательные.На основании оценок экспертов выявляются профессии, занимающие разные места на шкале измерений. По рангам профессий, данным экспертами, мы можем "развести" людей, имеющих престижные и непрестижные профессии. Поскольку в опросном листе экспертов представлено 30 профессий, а часть из них может получить одинаковый ранг, то указанная шкала достаточна для проводимых измерений. В зависимости от концепции, цели и задач исследования могут быть выделены и другие показатели, например престижные и непрестижные формы проведения досуга.
На третьей стадии устанавливаются эмпирические индикаторы, или внешние признаки, тех свойств, которые подвергаются распределению на континууме. С помощью индикатора — внешне хорошо различимого показателя или признака изучаемого объекта — выявляют его наличие или отсутствие у изучаемой группы лиц. В рассмотренном примере ранжирования профессий по социальному престижу таким индикатором можно считать ряд профессий, которые в ответах экспертов занимают первый ранг (первое место по престижу). Это могут быть профессии юриста, брокера, менеджера. Таким образом, эти три профессии помечаем рангом 1. Этот ранг показывает, что данные — наиболее престижные. Соответственно профессии, имеющие последние ранги, будут определяться как менее престижные или непрестижные.
На четвертой стадии социолог уясняет, все ли единицы измеряемого объекта укладываются в ранжированный (по тем или иным основаниям)ряд.
Подобная экспертная оценка престижности может быть использована и при изучении стратификационного уровня доходов. Например, можно установить, какой уровень дохода является более престижным, а какой — менее престижным.
Применение экспертных оценок для разработки системы индикаторов иногда оказывается затруднительным, например, при изучении сложных социальных объектов. В таком случае используютиндикаторы, которые затем комбинируют в шкалы. Шкалы признаков — наиболее распространенный инструмент в социологии, поэтому они заслуживают особого внимания.
Классификация по признакам имеет по сравнению с измерениями в физических науках два недостатка: нет естественной нулевой точки и отсутствует мера дистанции между рангами (например, насколько одно общественное мнение отличается от другого). Значительная часть шкал, применяемых в социологических исследованиях, для изучения установок и мнений людей, базируется на прямых вопросах, задаваемых лицам, которых мы изучаем.
Может оказаться, что опрашиваемые знают, что нас интересует, и отвечают так, как им выгодно в тех или иных обстоятельствах. Чтобы этого избежать, социолог должен разработать специальную технику опроса. Например, можно использовать типичный проекционный тест в виде рисунков различных ситуаций, которые будут интерпретироваться людьми в зависимости от их собственных установок. Интерпретации, полученные от опрошенных, используются для уточнения взглядов людей на анализируемый вопрос.
Следует отметить, что применяемые в социологии методы (опросы, наблюдения, социальные эксперименты, контент-анализ, социометрия) используются и другими науками. Например, опрос применяют врачи, изучая развитие болезни человека, следователи, допрашивая преступника, и т. д. Таким образом, количественные и качественные методы помогают преодолевать барьеры между различными науками: гуманитарными, техническими и естественными. Вместе с тем разнообразие методик не снимает основную проблему измерений в социологии: качество техники сбора материала и репрезентативность (представительность) получаемой информации.
Дальнейший процесс описания, объяснения и обобщения материала, полученного на эмпирическом уровне исследования, продолжается на теоретическом уровне с помощью различных методов, приемов и средств познания.
monster
Наряду с наблюдением и экспериментом на эмпирическом уровне исследования широко применяются методы сравнения и измерения.
Сравнение — это один из универсальных методов научного познания, позволяющий устанавливать сходство и различие изучаемых предметов и явлений реальной действительности. Известный афоризм "Все познается в сравнении" — лучшее тому подтверждение. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики изучаемых объектов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить — значит сопоставить одно с другим с целью выявления их соотношения. Простейший и важный тип отношений, выявляемый путем сравнения, — отношение равенства и различия. С помощью сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, есть, как известно ступень на пути к познанию закона.
Следует отметить, что сравнение имеет смысл только в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, так как это ничего не дает. Во-вторых, при исследовании объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению. Так, сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко придти к методологической ошибке, ведущей к односторонним субъективным выводам. Если же учесть эти момен-ты, то становится ясным, в чем состоит действительная причина и где кроются истоки указанной ошибки. Такое сравнение дает истинное, соответствующее реальному положению дел, представление о рассматриваемых явлениях.
Объекты исследования могут сравниваться или непосредственно или опосредованно через сравнение их с третьим объектом. В первом случае получают качественные результаты типа: больше — меньше, светлее — темнее, выше — ниже и т. д. Уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные различия между объектами: "выше в два раза", "тяжелее в пять раз" и др. Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, полученные количественные характеристики приобретают большую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них. Например, если известно, что один человек весит 50 кг, а другой — 100 кг, то это значит знать о них значительно больше того, что заключено в предложении: "первый человек легче второго в два раза". Такое сравнение называется измерением. В этом случае дальнейшее исследование осуществляется с помощью метода измерения.
Измерение — метод эмпирического познания, представляющий собой определенную систему фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов.
Результаты измерения выражаются числом, благодаря чему становится возможным подвергнуть эти результаты математической обработке.
Измерение исторически развивалось из операции сравнения. Однако в отличие от сравнения измерение — более мощное и универсальное познавательное средство. Современное экспериментальное естествознание, начало которому было положено трудами Леонардо да Винчи, Галилея, Ньютона, своим небывалым расцветом обязано применению измерений. Провозглашенный Галилеем принцип количественного подхода, согласно которому описание физических явлений должно опираться на величины, имеющие количественную меру, является методологическим фундаментом точной науки.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: объекта измерения; единицы измерения, т. е. эталонного объекта; измерительных приборов; метода измерения; наблюдателя -субъекта наблюдения.Измерение представляет собой познавательный процесс, когда одна физическая величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за эталон. В процессе сравнения измеряемые объекты можно сопоставить по их свойствам, например по их объему, массе, тепло- и электропроводимости.
Использование метода измерения связано прежде всего с глубоким научным пониманием соотношения количественных и качественных характеристик изучаемого объекта. Хотя с помощью этого метода фиксируются только количественные характеристики, последние неразрывно связаны с качественной определенностью изучаемого объекта. Именно благодаря качественной определенности объекта реальной действительности можно выделить количественные характеристики, подлежащие измерению.
Учет качественной определенности при использовании метода измерения необходим для получения наиболее объективной и всесторонней информации при фиксировании количественных характеристик изучаемого объекта. Причем, количественная определенность обладает относительной самостоятельностью, что и позволяет изучать ее с помощью метода измерения, а результаты измерения использовать для анализа качественных сторон изучаемого объекта. При таком анализе первостепенное значение имеют количественные методы, эффективность которых в значительной степени зависит от того, насколько полно и всесторонне удалось зафиксировать объективные свойства и связи с помощью измерения, в общепринятых единицах измерения — килограммах, метрах, кубометрах и т. д.
Измерение может быть прямым, непосредственным, и косвенным, опосредованным. Прямое измерение предполагает чувственно-визуальное сравнение измеряемой величины с определенным эталоном. Например, измерение веса, состояния температуры с помощью измерительных приборов при непосредственном чувственном восприятии показаний этих приборов. При косвенном измерении искомая величина определяется, как правило, математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, измерив вес стального шара и зная удельный вес стали и формулу, выражающую объем шара через его радиус, можно рассчитать величину радиуса шара. Такое измерение радиуса является косвенным.
Гносеологическое обоснование метода измерения неразрывно связано также с проблемой точности и объективности измерения.
Решение этой проблемы во многом зависит от правильного, научного истолкования соотношения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. К объективным факторам относятся особенности качественной определенности измеряемого объекта, объективные условия процесса измерения, особенности пространственных и временных координат измеряемого объекта, скорости его движения и др.
К субъективным факторам в процессе измерения относятся организация этого процесса, выбор способов измерения, степень подготовленности познающего субъекта, его способности, умение наиболее эффективно использовать измерительные приборы.
Учет как объективных, так и субъективных факторов является важнейшей предпосылкой получения наиболее точной и объективной информации о количественных характеристиках измеряемого объекта. Причем влияние объективных и субъективных факторов на процесс измерения может быть наиболее глубоко понято лишь с позиций современной теории информации.
Степень точности и объективности в процессе измерения зависит также от совершенства измерительных приборов. Чем совершеннее эти приборы, тем больше создается возможностей для получения наиболее полной и объективной информации о количественных характеристиках измеряемого объекта. Уровень совершенства измерительных приборов детерминируется как объективными, так и субъективными факторами.
Количественные данные, полученные на основе измерения, всегда составляют основу для дальнейшего научного анализа качественных сторон изучаемого объекта, его наиболее существенных свойств и связей и, следовательно, для формирования закономерностей его поведения и развития.
С помощью метода измерения осуществляются также определенная классификация и сравнение результатов измерения, что является важным условием их последующего анализа.
Проблема измерения в социологических исследованиях
Наряду с формированием программы и рабочего плана исследования, от которых в значительной степени зависит качество проведения социологического исследования, огромное значение придается также разработке системы показателей (индикаторов), на базе которых социолог составляет задание для подготовки конкретных методик
(инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди них основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т. д. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить перечень (список) показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.
Необходимость разработки каких-либо показателей (количественных или качественных), дающих представление об изучаемых процессах и явлениях действительности, возникает в силу того, что социология исследует массовые явления, процессы и факты, происходящие в обществе. Например, мы говорим, что за последнюю половину года общественное мнение существенно изменило свое отношение к правящей власти. Возникают вопросы: каким было это мнение раньше и насколько оно изменилось сейчас? Для того чтобы сказать насколько, мы должны оперировать какими-то показателями. Именно с поиска этих показателей (качественных или количественных признаков) начинается процедура социологического измерения.
Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале [129, с. 72]. Измерением называют также "поиск упорядоченной классификации". Измерять можно любые свойства объекта: возраст, заработок, уровень образования, отношение к чему-либо. Когда имеется в виду использование чисел, мы применяем термин "квантификация", фактически это понятие имеет то же значение, что и измерение.
Установить эталон измерения количественных показателей не составляет особых трудностей. Например, заработок исчисляется в гривнях (долларах), количество лет — в годах. Качественные же характеристики (такие, как отношения) не имеют столь четких эталонов, поэтому социологу приходится создавать их в соответствии с природой изучаемого явления.
Как же найти такой эталон измерения? Анализируя, в частности, проблемы социальной стратификации, мы предполагаем, что существует некоторая социальная лестница, на которой располагаются различные группы людей. Одни стоят выше, другие — ниже. Возникает вопрос: что подразумевается под понятием "выше" и "ниже"? Если проанализировать основания стратификации, предложенные М. Вебером, то, безусловно, к ним имеют отношение доходы чело-века. Однако кроме доходов существуют такие понятия, как престиж и власть. И вот при измерении уровня престижа, т. е. выявлении эталона качественной характеристики стратификации, возникают трудности.
Следует отметить, что нахождение эталона измерения осуществляется в четыре стадии.
Первая стадия — качественная классификация объекта. Сложность классификации уровня престижа заключается в том, что мы должны отнести человека к тому или иному уровню социального класса. Из чего исходить — из сословий (аристократия — народ) или из уровня дохода (богатые — бедные)? Единого ответа на этот вопрос быть не может. Все зависит от конкретной проблемы, которая решается в данном исследовании. Можно положить в основу классификации два показателя — престиж и богатство, и тогда, условно говоря, обедневший дворянин и богатый нувориш окажутся на одном уровне, а выше их будет находиться богатый дворянин.
Если целью исследования окажется проблема "расхождения статусов", то, возможно, нам понадобится знать и другие характеристики людей, по которым они различаются. Например, характер проведения досуга, ценностные ориентации и т. д. Так, люди с большим расхождением социальных статусов будут, вероятно, существенно различаться и по характеру проведения досуга, и по структуре ценностных ориентации.
Вторая стадия позволяет социологу установить континуум, т. е. протяженность (прерывную или непрерывную) выделенных в качественном анализе свойств. Для этого имеется много способов, но особого внимания заслуживает два. В первом случае используются оценки, определяемые экспертами, т. е. людьми, с мнениями которых считаются. Если определить престиж как чувство уважения и зависти, которое испытывают другие по отношению к данному субъекту, то по изучению мнения большинства можно установить наиболее ценные показатели престижности.
Во втором случае строится шкала измерений. Например, экспертам предложено 30 профессий, которые нужно было проранжиро-вать по уровню престижности. На шкале измерений престижа высокий уровень привлекательности профессий обозначим цифрой 1; низкий уровень привлекательности — любым нечетным числом, например 15. При этом по возрастающей от 0 до 1 идут положительные оценки, от 0 до 15 — отрицательные.На основании оценок экспертов выявляются профессии, занимающие разные места на шкале измерений. По рангам профессий, данным экспертами, мы можем "развести" людей, имеющих престижные и непрестижные профессии. Поскольку в опросном листе экспертов представлено 30 профессий, а часть из них может получить одинаковый ранг, то указанная шкала достаточна для проводимых измерений. В зависимости от концепции, цели и задач исследования могут быть выделены и другие показатели, например престижные и непрестижные формы проведения досуга.
На третьей стадии устанавливаются эмпирические индикаторы, или внешние признаки, тех свойств, которые подвергаются распределению на континууме. С помощью индикатора — внешне хорошо различимого показателя или признака изучаемого объекта — выявляют его наличие или отсутствие у изучаемой группы лиц. В рассмотренном примере ранжирования профессий по социальному престижу таким индикатором можно считать ряд профессий, которые в ответах экспертов занимают первый ранг (первое место по престижу). Это могут быть профессии юриста, брокера, менеджера. Таким образом, эти три профессии помечаем рангом 1. Этот ранг показывает, что данные — наиболее престижные. Соответственно профессии, имеющие последние ранги, будут определяться как менее престижные или непрестижные.
На четвертой стадии социолог уясняет, все ли единицы измеряемого объекта укладываются в ранжированный (по тем или иным основаниям)ряд.
Подобная экспертная оценка престижности может быть использована и при изучении стратификационного уровня доходов. Например, можно установить, какой уровень дохода является более престижным, а какой — менее престижным.
Применение экспертных оценок для разработки системы индикаторов иногда оказывается затруднительным, например, при изучении сложных социальных объектов. В таком случае используютиндикаторы, которые затем комбинируют в шкалы. Шкалы признаков — наиболее распространенный инструмент в социологии, поэтому они заслуживают особого внимания.
Классификация по признакам имеет по сравнению с измерениями в физических науках два недостатка: нет естественной нулевой точки и отсутствует мера дистанции между рангами (например, насколько одно общественное мнение отличается от другого). Значительная часть шкал, применяемых в социологических исследованиях, для изучения установок и мнений людей, базируется на прямых вопросах, задаваемых лицам, которых мы изучаем.
Может оказаться, что опрашиваемые знают, что нас интересует, и отвечают так, как им выгодно в тех или иных обстоятельствах. Чтобы этого избежать, социолог должен разработать специальную технику опроса. Например, можно использовать типичный проекционный тест в виде рисунков различных ситуаций, которые будут интерпретироваться людьми в зависимости от их собственных установок. Интерпретации, полученные от опрошенных, используются для уточнения взглядов людей на анализируемый вопрос.
Следует отметить, что применяемые в социологии методы (опросы, наблюдения, социальные эксперименты, контент-анализ, социометрия) используются и другими науками. Например, опрос применяют врачи, изучая развитие болезни человека, следователи, допрашивая преступника, и т. д. Таким образом, количественные и качественные методы помогают преодолевать барьеры между различными науками: гуманитарными, техническими и естественными. Вместе с тем разнообразие методик не снимает основную проблему измерений в социологии: качество техники сбора материала и репрезентативность (представительность) получаемой информации.
Дальнейший процесс описания, объяснения и обобщения материала, полученного на эмпирическом уровне исследования, продолжается на теоретическом уровне с помощью различных методов, приемов и средств познания.
ttp://akadem.at.ua/
monster